Понедельник
21.08.2017, 05:04
                                  
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ СОШ с.Красное
Николаевского муниципального района Хабаровского края
Главная Каталог файлов Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
История и обществознание [10]
Биология [8]
Химия [2]
Математика [20]
Русский язык и литература [6]
Английский язык [1]
Обж [0]
Информатика [12]
Технология [0]
Начальная школа [0]
Школьное научное общество "Знак вопроса" [17]
Воспитательная работа [8]
Творчество [3]
Бесплатные программы(FreeSoft) [6]
Демоверсии КИМов [95]
География [71]
Физика [13]

ГИА

Официальный портал Единого Государственного Экзамена


Официальный портал государственной итоговой аттестации


Наш опрос
Ваш любимый школьный предмет
Всего ответов: 366

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » История и обществознание

урок по теме "Выдающаяся личность"
16.04.2012, 22:44

Тема урока обществознания  «Выдающаяся личность»

Класс 7 класс

Используемые технологии: учебное сотрудничество, груп­повая деятельность.

Результат  проектной деятельности: устный жур­нал «В мире замечательных людей».

Время работы: 1 час ( краткосрочный проект).

Материально-техническое оснащение: историческая, пуб­лицистическая литература, энциклопедии, библиотечный фонд, Интернет-ресурсы.

Цели проекта:

создание устного журнала «В мире замечательных людей»

Задачи:

-дать характеристику психологическим особенностям личности;

-доказать, что Петр I, Леонардо да Винчи, Сергей Александрович Рачинский были выдающимися личностями.

Реализация проекта:

1.  Введение в проект.

2.  Формирование творческих групп.

3.  Представление результатов проекта.

Введение в проект

 

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Когда хотят охарактеризовать какого-то человека, то часто говорят о нем как о личности, об индивиде, индивидуальности. Индивидом обычно называют единичного конкретного че­ловека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие человек, как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами.

Человек - это продукт долгого эволюционного развития природы. Создает человека природа, а развивает общество.

О человеке иногда говорят и как об индивидуальности.

Индивидуальность - это многообразие и своеобразие про­явлений человека, подчеркивающие неповторимость, многосто­ронность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.

Индивидуальность - это набор качеств (внешних, нравст­венных, социальных, культурных и т. д.), которые отличают од­ного индивида от другого. Это понятие дает возможность харак­теризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только его внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств.

Слово «личность» (лат. persona) первоначально означало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его ста­ли применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древ­них римлян слово persona употреблялось не иначе как с указа­нием социальной функции, роли, амплуа человека (личность су­дьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому со­держанию, которое в него вкладывали в древности.

Личностью называют человека, который в результате своей сознательной деятельности приобрел социально зна­чимые черты, свойства и качества, реализуемые им в обще­ственной жизни, преодолел жизненные трудности и пре­пятствия.

Когда говорят о личности, то прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость. Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Если об ин­дивидуальности мы можем сказать музыкальная, спортивная, ак­терская, художественная и т. д., то понятие личность обычно сопровождают такими эпитетами, как сильная, предприимчивая, ответственная, волевая, целеустремленная, инициативная.

Не всякий человек является личностью. Человеком рожда­ются, личностью становятся в процессе социализации.

Каждого человека можно описать по его темпераменту, ха­рактеру, наличию способностей, интеллекту, проявлению чувств и эмоций. Эти элементы и составляют психологический портрет личности.

Стр 37-38(характеристика темпераментов)

Практикум «Темперамент. Чувства. Способности».

Задание 1.Из перечисленных ниже качеств выпишите те, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и ме­ланхолика.

Слова для справок: повышенная активность, легкомыслие, длитель­ная работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчи­вость, непоседливость, терпеливость, медленность движений и речи, медленная смена чувств и настроений, ранимость, сверхобщительность, замкнутость, вялость, молчаливость, чувствительность

 

сангвиник

 флегматик

холерик

ме­ланхолик

легкомыслие

длитель­ная работоспособность

повышенная активность

медленность движений и речи

сверхобщительность

сдержанность

энергичность

молчаливость

 

терпеливость

вспыльчи­вость

ранимость

 

медленная смена чувств и настроений

непоседливость

замкнутость

 

малая активность

 

вялость

 

 

 

чувствительность

 

Задание 2. На основании характеристик определите тип темперамента:

а) Виктор, ученик 7 класса. Медлителен. Походка нетороп­ливая. Говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с довольно равнодушным лицом, сам руку не под­нимает, нона вопрос учителя обычно отвечает правильно. Сам не обижает ребят, но к ссорам других относится равнодушно. Незлобив, но для друзей ленится что-то сделать. В разговор вступает редко, больше молчит. Понимает материал не очень быстро. Требуется несколько раз повторить новый материал, после чего задание выполняет правильно. Любит порядок.(меланхолик)

б)        Борис, ученик 7 класса. Безгранично увлекающийся. Часто берет работу не по силам. До крайности подвижен. В любую минуту готов сорваться с места. Руки не находят покоя. Быстро и часто поворачивает голову в разные стороны. Крайне вспыльчив. Усваивает материал быстро и правильно, но часто от торопливости дает сбивчивые ответы. От смеха резко переходит к гневу. Очень инициативен. Любознателен. Любит получать хорошие отметки. Не может сдерживать свои эмоции.(холерик)

в)        Саша, ученик 7 класса. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, часто плачет, расстраивается по каждому поводу. Очень обидчив. Мечтатель. Покорно подчиняется всем правилам. Не верит в свои силы. Если встречаются трудности, легко опускает руки, теряется, не доводит дело до конца.(сангвиник)

Учитель. Характеризуя личность, мы будем описывать как ее темперамент, способности, чувства и эмоции, интеллект, так и характер, в основе которого лежат морально-волевые каче­ства, проявляющиеся в поступках. Личность отличают целеуст­ремленность, сила воли, трудолюбие. Эти социально значимые качества позволяют человеку не только добиться в жизни успе­хов, получить известность и признание, но и принести людям пользу, оставить своё имя в истории. Таких имен немало. Пред­лагаю вам принять участие в проекте «Выдающаяся лич­ность», в ходе которого вы сможете:

ответить на во п р о с ы:

-  Какого человека называют «выдающейся личностью»?

-        Какие качества формируют в человеке выдающуюся лич­ность?

Вопросы для обсуждения в каждой группе:

1. Кого называют личностью?

       2.  Чем различаются понятия «личность» и «выдающаяся личность»?

Материал для 1-й группы.

«...Отправившись в «великое посольство», Петр I посетил корабельные верфи в Голландии. Под именем Петра Михайлова он устроился плотником. Каждый день он ходил на работу с то­пором в руках и делал всё, что ему приказывали. Работал он так усердно и

успешно, что скоро был удостоен звания мастера, и это звание доставляло ему больше удовольствия, чем царские титулы.

-        Человек есть то, что он сам из себя сделал, - говорил Петр Великий. - В том, что я царь, моей заслуги нет, на то воля Бо­жья. А вот звание корабельного мастера я сам себе добыл свои­ми руками...»

-         Какими качествами должна обладать выдающаяся лич­ность? Почему героя сюжета можно назвать выдающейся лич­ностью? Что означают слова русского императора?

Материал для 2-й группы.

«С ранних лет к Леонардо да Винчи были приставлены учи­теля, которые учили мальчика чтению, письму, арифметике, ла­тыни и музыке. Каждое утро начиналось с занятий. Он быстро справлялся со всеми заданиями и всё оставшееся время посвя­щал рисованию и лепке. Его детские пальцы с удивительной точностью лепили из бесформенных кусков глины фигурки со­бак, лошадок и людей. Одаренность ребенка была настолько очевидна, что Леонардо отдали в ученики к знаменитому скульптору и живописцу Андрею Варроккьо. Ученику приходи­лось трудиться с утра до ночи, и Леонардо работал сосредото­ченно и упорно.

Особенно больших успехов Леонардо достиг в живописи. В 20 лет его уже провозглашают «мастером», то есть профес­сионалом своего дела. Самые знаменитые его шедевры - «Мона Лиза», «Тайная вечеря», «Благовещение». Помимо живописи он имел познания в математике, физике и оптике. Он изобрел про­порциональный циркуль и прибор для вычерчивания параболы. Он часто повторял: «Механика - рай математических наук», и занимался ею постоянно. Его даже считают величайшим ин­женером всех времен. Он ввёл понятие силы трения. Леонардо да Винчи изобрел несколько типов станков для прядения и тка­чества, выдвижную пожарную лестницу, землечерпалку, снаря­жение для водолазных работ, построил модель планера. О нём отзывались как о необыкновенно красивом человеке, прекрас­ном пловце, искусном всаднике, фехтовальщике, острослове и блестящем рассказчике, танцоре, певце и поэте, математике, ге­ниальном художнике, астрономе, геологе, ботанике, военном инженере, мыслителе... Умирая весной 1519 г., он сокрушался, что сделал так мало в своей жизни и просил за это прощения у Бога и людей».

- Какими качествами должна обладать выдающаяся лич­ность? Почему героя сюжета можно назвать выдающейся лич­ностью?

Материал для 3-й группы.

«В России конца XIX века Сергей Александрович Рачинский был известен как педагог, создатель уникальной школы для кре­стьянских детей. Культурное значение его деятельности было велико - крупный ученый-ботаник, профессор, философ, лите­ратор, музыкант, поэт.

Большой удачей для детей села Татево и окрестных деревень оказалось то, что дело их школьного образования попало в руки человека, который как никто другой был к нему предназначен, о котором все знавшие его вспоминают как о подвижнике, о че­ловеке удивительно высоких нравственных устоев, о духовном деятеле.

Крестьянские дети стали его семьей, он не только учил их, но и заботился об их дальнейшей судьбе.

Рачинский любил своих учеников, любовался ими, восхи­щался их способностями, тяготением к высокому нравственному идеалу...»

- Какими качествами должна обладать выдающаяся лич­ность? Почему героя сюжета можно назвать выдающейся лич­ностью? В чём С. А. Рачинский видел смысл своей жизни?

Материал для 4-й группы.

«С. И. Мамонтов был крупным промышленником, но своим истинным призванием считал театральное искусство, живопись. Покровительствовал русским художникам, коллекционировал их картины.

Познакомившись в 1873 году с В. Д. Поленовым, И. Е. Репи­ным, скульптором М. М. Антокольским, он организовал в своем имении Абрамцево мастерские живописи, резьбы по дереву, ке­рамики, скульптуры. Образовался так называемый Абрамцев­ский художественный кружок. Там жили и работали братья Васнецовы, Антокольский, Поленов, Головин, Репин, Суриков, Коровин, Левитан, Серов, Римский-Корсаков, а также Врубель, которого открыл и поддержал Савва Иванович. Художники жи­ли там подолгу, зачастую с семьями. Здесь были созданы многие шедевры мировой живописи. Абрамцево при Мамонтовых стало очагом возрождения лучших традиций национальной культуры.

Именно Мамонтов открыл и поддержал Шаляпина как опер­ного певца. Савве Ивановичу удалось путем постоянных поис­ков создать сильный оперный коллектив. Из его Частной оперы вышли многие знаменитые певцы, с большим успехом высту­павшие в дальнейшем на столичных сценах.

Шаляпин, выступая по случаю победы на конкурсе оперного искусства в Лондоне в 1933 году, произнес речь, посвященную Мамонтову: «...Я хочу вспомнить о своем друге и учителе Савве Ивановиче Мамонтове... Прекрасный певец, он неожиданно бросил этот заманчивый путь и отдал свою жизнь, все знания, весь большой капитал бескорыстному служению русскому ис­кусству...»

- Какими качествами должна обладать выдающаяся лич­ность? Почему героя сюжета можно назвать выдающейся лич­ностью? Какую роль в развитии отечественной культуры сыграл С. И. Мамонтов?

Представление результатов проекта

1. Группы отвечают на вопросы по предложенным текстам.

      2. Представляют свою страницу устного журнала «Жизнь замечательных людей», знакомя с  

      выдающейся личностью (в области науки, медицины, спорта, искусства) по плану:

1)   О ком хотят рассказать участники проекта?

2)     В какое время, в какую историческую эпоху жил этот че­ловек?

3)    Почему этого человека признают выдающейся лично­стью?

4)    Какие качества, и каким образом позволили ему добиться успеха в жизни?

5)   Чему бы   вы хотели  поучиться у этого человека как  участники проекта, в чем бы взяли с   него пример?

 

Подведение итогов

Д/З

 

Категория: История и обществознание | Добавил: teacher
Просмотров: 3210 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пользователь
Гость

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь!

Поиск

Друзья сайта
  • Управление образования Николаевского муниципального района Хабаровского края
  • GeoNik
  • Botanicus
  • Прошедшие войну
  • История географических открытий


  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz