Пятница
14.12.2018, 04:21
                                  
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ СОШ с.Красное
Николаевского муниципального района Хабаровского края
Главная Каталог файлов Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
История и обществознание [10]
Биология [8]
Химия [2]
Математика [20]
Русский язык и литература [6]
Английский язык [1]
Обж [0]
Информатика [12]
Технология [0]
Начальная школа [0]
Школьное научное общество "Знак вопроса" [17]
Воспитательная работа [8]
Творчество [3]
Бесплатные программы(FreeSoft) [6]
Демоверсии КИМов [95]
География [71]
Физика [13]

ГИА

Официальный портал Единого Государственного Экзамена


Официальный портал государственной итоговой аттестации


Наш опрос
Какой книжный жанр вы предпочитаете?
Всего ответов: 66

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Воспитательная работа

Адаптация пятиклассников в средней школе
25.09.2009, 09:22
Муниципальное образовательное учреждение
средней общеобразовательной школы
с. Красного
Николаевского муниципального района
Хабаровского края
Е.В. Михайлюк,
классный руководитель 5-го класса

2008 – 2009 учебный год
Адаптация пятиклассников
в средней школе

Переход из младшей школы в среднюю – важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, новые одноклассники. Дети «поднялись» не только по ступеньке обучения, но и на самом деле теперь большую часть учебного и внеурочного времени находятся на втором этаже.
Что могут переживать в этой ситуации дети?
• Ребенок плохо ориентируется в школе, для него в новой ситуации обучения очень важен взрослый, который выделяет его среди остальных, обращает внимание именно на него, создавая тем самым ощущение безопасности и причастности к школе.
• Ребенок, ожидая одобрения и похвалы со стороны педагога за какой-либо поступок, вместо этого чувствует вину и теперь не уверен в правильности своего поведения, он не знает, что делать в такой ситуации.
• Ребенок растерян, потому что учителя предъявляют разные требования. Ребенок проявляет повышенное беспокойство в учебной ситуации, постоянно ожидает отрицательной оценки со стороны педагога.
• Дети в классе не знают о правилах поведения в разных кабинетах.
Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но большинство пятиклассников подвержены дезадаптации: становятся невнимательными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями.
Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, что были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:
• умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
• умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
• умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
• навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
• навыки уверенного поведения;
• навыки совместной (коллективной) деятельности;
• навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
• навыки самоподдержки;
• навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Данные цели, естественно, проводятся в жизнь в течение длительного промежутка времени, вероятно, невозможно добиться их полного достижения, но стремиться к этому необходимо.
Класс до поступления в среднюю школу практически сформирован как коллектив, в котором есть лидер явный и есть лидеры скрытые. В 5 класс с 1 сентября пришли 4 детей, окончившие начальную школу п. Чныррах. Две школьницы влились в классный коллектив практически без проблем. Третья – Вельк Олеся – испытывает трудности общения с одноклассниками. Четвертый – Щербаков Вячеслав – проявил себя только низким уровнем успеваемости и общения со сверстниками. Справедливости ради стоит сказать, что друга он себе, кажется, нашел – Неклюдова Сергея.
Среди 20 учащихся 3 семьи многодетных (Палтусова Е., Шульга Н., Щербаков В.), 1 ребенок опекаемый (Семенов В., мать лишена родительских прав), двое детей живут у дедушек и бабушек (родители не справляются со своими обязанностями) – Семенов Владимир и Неклюдов Сергей.
Есть в классе и малообеспеченные семьи (4): Вельк Олеси, Неклюдова Сергея, Ходжаева Альберта и Щербакова Вячеслава.
Класс разноуровневый: есть отличница – Шульга Нинель, есть дети, которые учатся на «хорошо» и «отлично», есть «троечники» и есть дети, которым обучение дается трудно. Переход в среднюю школу для многих – стресс: если в младшей школе большая группа детей была ударниками, то уже в сентябре 2008 года выявились противоречия между отметками, выставленными по результатам 4-го класса, и отметками, которые дети стали получать в процессе обучения. Например, отличница Шевченко Мария испытывает затруднения по русскому языку, «ударница» младшей школы Галышманова Анна снизила свою успеваемость по английскому языку, Филиппова Любовь – по русскому языку, английскому языку, математике. Возникли проблемы с обучением и у Кулишова Всеволода. Следовательно, требуется уделить внимание этим ученикам и другим потенциальным «ударникам». Есть в классе и ребята, которые также требуют внимания, но другого уровня – это Неклюдов Сергей, Ходжаев Альберт, Щербаков Вячеслав.
Подводя итоги первичного изучения класса и его уровня адаптации в средней школе можно сделать выводы и определить цели:
• формирование устойчивой учебной мотивации детей;
• создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;
• повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;
• освоение детьми школьных правил;
• выработка норм и правил жизни класса;
• формирование адекватных норм поведения в новых школьных ситуациях;
• формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;
• развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.

С начала учебного года дети переживают период адаптации к средней школе. Одни предметы идут стабильно и ровно. Например, качество знаний по математике и литературе не изменяется с 1 четверти (26,3% и 63% соответственно). Результаты по другим предметам позволяют заметить, что процесс обучения с начала года сопровождался небольшим завышением отметок, а к концу 3-й четверти отметки показывают более реальную картину (история: 58% и 36,8%, музыка: 94,7% и 78,9%, изобразительное искусство: 100% и 84%). Есть и такие предметы, результаты которых в третьей четверти оказались выше ожидаемых (история ДВ – 47,4% и 63%, природоведение 58% и 63%).
Работа педагогов с учениками, имеющими по одной «тройке», привела к небольшому успеху: ученик (Кулишов Всеволод), занимающийся по английскому языку на «3», теперь в течение 2-й и 3-й четверти за четверти имеет отметку «4». Ученица (Филиппова Любовь), имеющая три отметки «удовлетворительно» в первой четверти, сейчас уже учится на «4» и «5». Ученица (Галышманова Анна) в третьей четверти имеет только 1 отметку «3».
1. поддерживать тесную связь с родителями, информируя об успехах и неудачах детей, их участии в общественной жизни;
2. вовлечение всех пятиклассников в классную и общешкольную жизнь;
3. наблюдение и контроль процесса обучения отличницы Шульга Нинели;
4. скорректировать план работы с учениками, успевающими на «хорошо» и «отлично»;
5. контроль результатов и успехов «ударников» - Кулешова Всеволода, Филипповой Любови, Шевченко Марии, Залаты Романа;
6. контроль результатов и возможная помощь по предмету математика Галышмановой Анне, тесный контакт с матерью Кожевниковой Л.В.;
a. разработать план мероприятий для повышения успешности ученицы;
7. работа с «резервом», даже с теми, кто имеет 2 или 3 «тройки» - Межевой Александрой, Тулиновой Ниной, Сысойкиной Валентиной;
a. спланировать действия по повышению уровня обучения по предметам «русский язык» и «математика»;
b. запланировать совместные действия с преподавателями русского языка и математики;
8. жесткий контроль слабо успевающих – Неклюдова Сергея, Ходжаева Альберта, Щербакова Вячеслава:
a. ежедневная проверка домашнего задания;
b. ежедневная проверка готовности к урокам;
c. проверка посещаемости;
d. взаимосвязь и сотрудничество с родителями, информирование об успехах и проблемах детей;
e. определение ребят в группу продленного дня.
f. наблюдение и контроль ребят, имеющих среднюю отметку «3» (Галушкин Егор, Киселев Евгений, Семенов Владимир, Палтусова Елена, Пинчук Анна, Ренчик Анна), информирование родителей о результатах, анализ результатов с выводами о возможном повышении уровня знаний.

Источники:
1. Е.Г. Коблик, Первый раз в пятый класс, программа адаптации детей к средней школе, М.: 2003, Генезис.
2. Е.В. Михайлюк, отчеты по классному руководству за 1- 3 четверть 2008 – 2009 учебного года.
3. Е.В. Михайлюк, характеристика 5-го класса на начало 2008 – 2009 учебного года.

Рекомендации для родителей

Второй кризисный этап в школьной жизни - это переход из начальной школы в среднюю. Литературы на эту тему не так много, как хотелось бы. А ведь именно этот период (10-14 лет) считается одним из самых беспокойных в семейном воспитании.
В чем особенность адаптации этого момента?
Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка - ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько. Задача родителей на данном этапе – познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет помочь своему ребенку.
Какие "плюсы" несет в себе переход из начальной школы в среднюю? Что дает в психологическом плане это развитию личности ребенка? Прежде всего - дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются.
В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Многие родители жалуются на то, что
ребенок не хочет учиться, что он "скатился" на "тройки" и его ничего не волнует. Волнует, да еще и как! Но – действительно, не учеба. Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего "Я" в социальном плане, дети осваивают окружающую действительность ЗА порогом класса и школы. А потому задача родителей - помочь в этом сложном деле. Хорошо бы больше знакомиться с друзьями вашего ребенка, приглашать их в дом, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. К какой из них тянется ваш ребенок? Почему?
Конечно, обязательно надо контролировать ребенка, особенно в первые 1-2 месяца обучения в средней школе. Но все же ни в коем случае не смешивать понятия "хороший ученик" и "хороший человек", не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учебе. Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями. Сильная зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанный с "двойками" в большинстве случаев приводит к отчуждению подростка и лишь ухудшает ваши взаимоотношения.
Еще одной особенностью детей 10-11 лет является их возросшая степень самостоятельности. С одной стороны, это хорошо, так как многое ребенок делает сам и не нуждается в вашей помощи, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие дети пробуют наркотики (в том числе и курение), у них появляются сомнительные знакомства. Именно в этот период (а переход из начальной школы в среднюю подходит как нельзя лучше!) хорошо бы так спланировать свободное время подростка, чтобы у него не осталось времени на "глупости" и бесцельное времяпрепровождение. Постарайтесь ВМЕСТЕ подумать, какие кружки (или студии, факультативы) хотел бы посещать ребенок, кто из друзей мог бы составить ему компанию.

[i]

Категория: Воспитательная работа | Добавил: Taboshar-89
Просмотров: 6494 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пользователь
Гость

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь!

Поиск

Друзья сайта
  • Управление образования Николаевского муниципального района Хабаровского края
  • GeoNik
  • Botanicus
  • Прошедшие войну
  • История географических открытий


  • Copyright MyCorp © 2018
    Создать бесплатный сайт с uCoz